Интервью по курсу "Искусство строить отношения"
Встречи построены как интервью.
Спрашивает: Владимир Гатальский, психолог.
Отвечает: Максим Свиридов, психолог, автор курса.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Встреча 1 - Что такое отношения.
Встреча 2 - Конфликты и пути их решения.
Встреча 3 - Чувства и эмоции.
Встреча 4 - Мужское и женское.
Встреча 5 - Принцип зеркал.
Встреча 6 - Отношения с собой (3 встречи).
Встреча 7 - Детско-родительские отношения.
Встреча 8 - Внутрисемейные и родовые отношения.
Встреча 9 - Дружеские и любовные отношения.
Встреча 10 - Отношения с телом (2 встречи).
Встреча 11 - Профессиональные отношения.
А ТЕПЕРЬ ПОДРОБНЕЕ

Встреча 1: Что такое отношения
На этой встрече мы с коллегой исследуем вопросы выстраивания взаимоотношений — что такое отношения, как их правильно начинать и налаживать.

Вопросы к обсуждению на этой встрече:
1. У отношений должны быть правила?
2. Кто создает эти правила?
3. Теория относительности и теория отношений – в чем разница и сходство?
4. Отношения всегда начинаются с соперничества?
5. А как насчет начала отношений с избегания или с приспособления?
6. Как правильно организовать совместную деятельность?
7. Какие психологические качества личности важны для выстраивания отношений?
Встреча 2: Конфликты и пути их решения
На этой встрече мы с коллегой исследуем вопросы выстраивания взаимоотношений — что такое отношения, как их правильно начинать и налаживать.

Вопросы к обсуждению на этой встрече:
1. У отношений должны быть правила?
2. Кто создает эти правила?
3. Теория относительности и теория отношений – в чем разница и сходство?
4. Отношения всегда начинаются с соперничества?
5. А как насчет начала отношений с избегания или с приспособления?
6. Как правильно организовать совместную деятельность?
7. Какие психологические качества личности важны для выстраивания отношений?
Встреча 3: Чувства и эмоции
На этой встрече мы с коллегой исследуем чувства и эмоции - что это такое и как с ними обращаться.

Вопросы к обсуждению на этой встрече:
1. Есть мнение, что очень важно уметь разбираться в своих чувствах. Почему и зачем?
2. Какова роль эмоций и чувств в жизни человека? Они для нас друзья или враги?
3. Определение эмоция-, чувство-... Отличие чувств от эмоций и ощущений? Есть ли взаимосвязь между ними?
4. Что ты думаешь и как относишься к схеме «Колесо эмоций Роберта Плутчика»?
5. Регуляция чувств-эмоций. Возможен ли контроль чувств, эмоций?
6. Есть мнение, что эмоции, чувства не нуждаются ни в каком выражении, но нуждаются в принятии. Как бы ты это прокомментировал?
7. Одна из функций эмоций – разрядка, снятие напряжения. Но, в отличие от чувств, по мнению некоторых специалистов, эмоции не могут помочь трансформации личности. Каково твое мнение, Максим?
8. Что значит: уметь работать с эмоциями и чувствами?
Встреча 4: Мужское и женское
На этой встрече мы с коллегой исследуем такие аспекты осознания, которые называются "мужским" и "женским", - что это за аспекты (роли) такие, как соотносятся с мужчиной и женщиной, как эти аспекты применять в жизни.

Вопросы к обсуждению на этой встрече:
1. Почему в твоем курсе, Максим, ты предлагаешь исследовать не просто человека, мужчину, женщину, а - мужское и женское?
2. При современных подходах на западе к многообразию типов гендерности, почему важно различать, прежде всего, мужское и женское?
3. Есть ли мифы о мужском и о женском? Например? Если существуют такие мифы, то какова роль этих мифов [о мужском и женском]?
4. Каковы роли мужчины и женщины в отношениях между ними? Есть ли только женские или только мужские роли?
5. Может ли пара устанавливать по своему усмотрению ролевые правила своих отношений? Ведущий и ведомый: кто важнее в отношениях?
6. В чем двойственность женщины?
7. Как женское и мужское проявляется в социальных отношениях (учеба, работа, отдых, общественная деятельность)?
8. Какие отношения между мужчиной и женщиной можно назвать счастливыми?
Встреча 5: Принцип зеркал
На этой встрече мы с коллегой исследуем ещё один интересный принцип или закон наших отношений — принцип зеркал: что это такое и как его можно применить в отношениях. Речь также и о нашем восприятии другого/других и самих себя.

Вопросы к обсуждению на этой встрече:
1. Что это за принцип (правило, закон) зеркал?
2. Понятие «зеркало», «отражение» - это из мира законов физики. Разве законы человеческих отношений не отличаются от физических законов?
3. Если при описании мы опираемся на аналогии из мира физики, то может ли быть применим для понимания принципа зеркал и термин «кривое зеркало»?
4. Очевидно, что используя принцип зеркал при рассмотрении мира отношений, визуальное восприятие не является ведущим? Тогда что же?
5. Почему в других людях мы можем увидеть то, что есть в нас самих?
6. Как использовать в отношениях такое умение – использование принципа зеркал?
7. Что нужно сделать, чтобы увидеть другого человека не через собственное «зеркало», а более реально, ведь отношения нужно выстраивать с другим человеком, а для этого надо бы знать его, верно?
8. Какова роль фактора времени в описании принципа зеркал? Почему родственники – идеальные зеркала?
Встреча 6.1: Отношения с собой
На этой встрече мы с коллегой исследуем отношения с собой. Отношения с другими важны, но в основе любых отношений всё же лежат отношения с собой: чем лучше выстроены отношения с собой - тем лучше выстраиваются и отношения с окружающими. Речь пойдет о восприятии, одиночестве, своих границах и образе себя.

Вопросы к обсуждению на этой встрече:
1. Что значит любить себя?
2. Какова роль восприятия в отношении с собой?
Восприятие как: процесс, результат, инструмент-посредник, ресурс.
3. Зачем нужны личностные границы?
4. Что такое, по-твоему, одиночество?
5. Надо ли и как преодолевать одиночество?
6. Образ себя, «я-концепция» – из чего они складываются, что нас делает собой?
Как переделать (не делать себя прежним) себя, как измениться?
7. Как бы определил: что такое индивидуальное счастье?
Встреча 6.2: Отношения с собой
Продолжение (вторая серия) встречи про отношения с собой. Отношения с другими важны, но в основе любых отношений всё же лежат отношения с собой: чем лучше выстроены отношения с собой - тем лучше выстраиваются и отношения с окружающими. Речь пойдет о восприятии, одиночестве, своих границах и образе себя. Это продолжение шестой встречи.

Вопросы к обсуждению на этой встрече:
1. Одна из 11 подтем курса «Искусство отношений» называется «Отношения с собой». Однако, при подготовке анонса материалов, эта тема оказалась едва ли не самой сложной... Подтверждение тому - сегодня мы посвящаем этой же теме второй эфир!
В твоем курсе, Максим, ты утверждаешь, что для того чтобы у нас были хорошие и успешные отношения с самими собой, мы должны любить себя физически, эмоционально, ментально и интуитивно. Нельзя ли это пояснить подробнее?
2. Ещё одно утверждение из анонсируемого курса: «Нет никакого смысла в том, чтобы хотеть хороших отношений, пока мы не будем готовы сместить фокус с негативного на позитивное». Что это значит? Закрывать глаза на негативное? Или видеть в окружающем мире, прежде всего, хорошее? А, может быть, верить в свою ценность, в себя?
3. Когда человек может почувствовать, воспринять себя и согласиться с ролью жертвы?
4. При каких условиях проблема становится не разрушающим, а развивающим вызовом?
5. Почему мы не можем основывать и выстраивать свои отношения с кем-то, принимая желаемое за действительное?
6. Как вовремя заметить, отличить и не допустить такие неискренние отношения от настоящих?
7. Почему в курсе «Искусство отношений» каждому из нас предлагается различать понятия «ре-агирование» и «ответ-ственность»?
Встреча 6.3: Отношения с непознанным "я"
Продолжение (третья серия) встречи про отношения с собой. В предыдущих встречах темы "Отношения с собой" мы рассматривали отношения с уже известным нам "я", с тем "я", которое уже познано нами. Теперь мы с Владимиром рассмотрим отношения с еще непознанной нами частью себя - непознанным "я". Что это такое, как проявляется, можно ли и с этим непознанным "я" строить отношения. Это продолжение шестой встречи.

Вопросы к обсуждению на этой встрече:
1. Максим, мы уже рассматривали термин «Я-концепция», но вот как бы ты предложил рассматривать этот новый термин - «непознанное «Я» - в рамках твоего курса об искусстве отношений?
2. Есть ли у этого непознанного «я» свой язык (интуиция, знаки, сны..)? Что значит научиться слышать своё «непознанное «Я»?
3. Может ли быть что-то общее между понятиями: любовь, эмоции, чувства, душа, непознанное «Я»?
4. Почему же, не смотря на обилие уже изученного материала о человеке (наукой, искусством, религиями..), всегда остается что-то непознанное?
5. Возможно ли и как человеку наладить продуктивное общение со своим «непознанным «Я»?
6. Другими словами, значит ли, что выражения «научиться «слушать» своё сердце, наладить связь, продуктивные отношения со своим непознанным «Я» - это означает научиться работать со своими чувствами, с иррациональным?
7. Действительно, тема выстраивания отношений со своим «непознанным «Я» непростая для словесных формулировок. Интересно, а будут ли на эту тему упражнения в твоем курсе?
Встреча 7: Детско-родительские отношения
На этой встрече мы с коллегой исследуем отношения детей и родителей. Речь пойдет о том, как строятся отношения родителей со своими детьми и отношения детей со своими родителями.

Вопросы к обсуждению на этой встрече:
1. Почему родителю полезно знать возрастную психологию? Примеры.
2. Календарный возраст и психическая зрелость. Внутренний ребенок - насколько он важен.
3. Важно ли различать детско-родительские и родительско-детские отношения?
4. Каковы отличия и сходства родителя и ребенка?
5. Что главное в этих отношениях? Кто должен быть в них ведущим?
6. Могут ли быть дети зеркалами для родителей?
7. Кого, по твоему мнению, ребенок считает настоящим папой и мамой?

Встреча 8: Внутрисемейные и родовые отношения
На этой встрече мы с коллегой исследуем отношения внутри семьи и рода. Речь пойдет о том, как строятся отношения между супругами, и как род оказывает воздействие на эти отношения.

Вопросы к обсуждению на этой встрече:
1. Что такое современная семья? Кто главный в семье?
2. Какова роль мужчины и женщины в их семейных отношениях, в семье?
3. Каковы роли братьев и сестер, бабушек-дедушек в семье?
4. Чем отличаются отношения в семье от родовых отношений?
5. Наши отношения с родом и роль родовых отношений.
6. Каково влияние родовых отношений по мужской и женской линиям друг на друга и на развитие отношений отдельной семьи?
7. Каково влияние культуры, социальной среды на современные родовые отношения?
Встреча 9: Дружеские и любовные отношения
На этой встрече речь пойдет об отношениях дружеских и более глубоких - любовных отношениях. Мы говорим о том, с чего начинаются дружеские отношения и отличаются ли они от романтических отношений.

Вопросы к обсуждению на этой встрече:
1. На каком этапе развития человека актуальны дружеские отношения? Дружба: понятие, функции?
2. Есть ли мужские и женские различия в представлениях о дружбе? Можно ли считать дружеские отношения первичной моделью отношений?
3. В чем, по-твоему, отличия дружеских отношений от отношений любовных?
4. В каком возрасте, на каком этапе развития желательны современные романтические\любовные отношения?
5. Какими принципами должны руководствоваться молодые люди, выстраивающие отношения в паре? Ответственность? А как же свобода?
6. Насколько важны сексуальные отношения в паре? Отношения без обязательств или с обязательствами?
7. Какова роль возможных «третьих лиц» по отношению к паре, к семье?
Встреча 10.1: Отношения с телом
На этой встрече речь пойдет об отношениях со своим телом - как тело связано с отношениями, каково наше отношение к своему телу. Это первая из двух встреч на эту тему.

Вопросы к обсуждению на этой встрече:
1. Телесная настройка от Максима "Внимание по телу"
2. Как мы выстраиваем отношения с телом и что здесь главное (любовь, внимание, уважение…)?
3. Каким ты видишь отношения с телом в идеале?
Встреча 10.2: Отношения с телом
На этой встрече мы продолжаем беседу об отношениях со своим телом (вторая серия) - как тело связано с отношениями, каково наше отношение к своему телу. Вторая из двух встреч по этой теме.

Вопросы к обсуждению на этой встрече:
1. Телесная настройка от Максима "Настройка личного пространства".
2. Как на теле отражаются зажатые эмоции, желания и действия и почему так происходит? Упражнение на очищение.
3. Как телесно-ориентированная психотерапия рекомендует относиться к своему телу?
Встреча 11: Профессиональные отношения
На этой встрече мы обсуждаем отношения профессиональные - как они проявляются, чем отличаются или не отличаются от других и как их практичнее выстраивать.

Вопросы к обсуждению на этой встрече:
1. Чем отличаются профессиональные отношения от других отношений?
2. Профессиональные отношения и отношением к профессии – это разное? Есть ли разница у Мужского и Женского подходов к профессиональным отношениям и к профессии?
3. Есть ли отличия в тактике выстраивания продуктивных профессиональных отношений с коллегами и с начальством?
4. Что самое трудное в профессиональных отношениях? И когда можно сказать, что «работа в радость»?